Федеральный закон

Обзор Федерального закона от 04 марта 2013 года № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

1. Федеральный закон от 04 марта 2013г. №22-ФЗ (далее - Закон) вводит новые критерии опасных производственных объектов (ОПО). В частности, теперь к ОПО не относятся:

-   объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в меньшем количестве, чем установлено Законом. В то же время, для целей отнесения объекта к ОПО необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, при наличии различных опасных веществ одного вида их количества суммируются. Во-вторых, следует принимать во внимание характеристики соседних ОПО: если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида;

-   лифты, эскалаторы (кроме эскалаторов в метрополитенах), подъемные платформы для инвалидов;

-   объекты, на которых ведется добыча общераспространенных полезных ископаемых или разработка россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ.

Также прямо указано, что к опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства.

2.  Теперь опасные производственные объекты подразделяются на четыре класса опасности: с IV по I - по мере увеличения опасности. Закон дифференцирует требования к ОПО в зависимости от класса опасности. В частности:

-   с 1 июля 2013 года объекты IV класса опасности могут эксплуатироваться без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.

-   с 1 января 2014 года для некоторых категорий объектов I, II и III классов опасности необходимо будет разрабатывать планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, а для объектов I и II классов опасности - также систему управления промышленной безопасностью, требования к которой будут устанавливаться Правительством РФ;

-   декларация промышленной безопасности разрабатывается лишь для объектов I и II классов опасности, связанных с обращением опасных веществ;

-   с 1 января 2014 года в отношении объектов I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного надзора. Плановые проверки организаций, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов I и II класса опасности, будут проводиться не чаще одного раза в год, III класса опасности - одного раза в три года. Плановые проверки опасных производственных объектов IV класса опасности производиться не будут.

Присвоение класса опасности опасному производственному объекту будет осуществляться при его регистрации в государственном реестре. Уже зарегистрированные ОПО подлежат перерегистрации с присвоением соответствующего класса опасности до 1 января 2014 года.

3. Введено определение ранее использовавшегося термина «техническое перевооружение». Под ним понимаются приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

4. Законом исключаются требования о проведении экспертизы промышленной безопасности в отношении документации на капитальный ремонт ОПО. Согласно Градостроительного кодекса РФ экспертиза проектной документации на капитальный ремонт также не требуется. В этой связи проектная документация на капитальный ремонт теперь остается не охваченной экспертизой и соответственно, оценкой промышленной безопасности, если только такой капительный ремонт не будет являться техническим перевооружением в терминах Закона (в таком случае документация на него, как на техническое перевооружение, будет подлежать экспертизе промышленной безопасности).

5. Теперь в случае, если при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации ОПО требуется отступление от требований промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицо, осуществляющие подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, может разработать специальные требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации данного ОПО, путем включения таких требований в так называемое обоснование безопасности соответствующего ОПО. Обоснование безопасности ОПО, а также изменения к нему подлежат экспертизе промышленной безопасности.

6. С 1 января 2014 года Закон отменяет требования о получении разрешений на применение технических устройств на ОПО. По общему правилу технические устройства будут подлежать лишь экспертизе промышленной безопасности.

В дополнение к этому, внесены изменения в статью 48.1 Градостроительного кодекса РФ, которыми уточнен перечень особо опасных производственных объектов.

7. Конкретизирован порядок и сроки предоставления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности - в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.

8. Объединены два лицензируемых вида деятельности (эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов), что позволит лицензиатам сократить издержки, связанные с необходимостью получения двух лицензий.

9. Уточняется правовая основа обеспечения промышленной безопасности на континентальном шельфе Российской Федерации.



Закон вступает в силу с 15 марта 2013 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июля 2013 года и с 1 января 2014 года.